?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вспомогательная газотурбинная силовая установка (ВСУ) стала неотъемлемой частью практически всех гражданских и боевых самолетов. Она обеспечивает запуск двигателей в воздухе в случае их остановки, кондиционирование и вентиляцию кабины экипажа и пассажирского салона во время нахождения воздушного судна на земле, автономность боевого применения боевых и транспортных самолетов и вертолетов вне их зависимости от наземного специального оборудования.

ОАО "Научно-производственное предприятие "Аэросила" (НПП "Аэросила") - ведущий в России разработчик и производитель самолетных воздушных винтов, винтовентиляторов, ВСУ, а также авиационных агрегатов различного назначения. НПП "Аэросила" разрабатывает ВСУ более 45 лет. Практически все отечественные самолеты оснащены ВСУ этого предприятия.

Заместитель генерального директора, главный конструктор НПП "Аэросила" Леонид Плахов рассказал "АвиаПорту" о работах предприятия по созданию новых и перспективных ВСУ.

НПП "Аэросила" одновременно разрабатывает (проводит НИОКР), внедряет в производство и выпускает целую гамму ВСУ различного назначения и типоразмера. Создание перспективных и совершенствование существующих ВСУ ведется в соответствие с долгосрочной программой по трем типоразмерам: на 100, 250 и 350 кВт эквивалентной мощности. Уже в новом веке на предприятии созданы три типоразмера ВСУ - ТА14, сертифицированный в начале прошлого десятилетия, ТА18-100 и ТА18-200, а также целый ряд модификаций на базе ВСУ, принадлежащих к этим типоразмерам. Изготовление ВСУ осуществляется на производственных площадях НПП "Аэросила", практически без привлечения какой-либо кооперации, отметил Л.Плахов.

Существующие производственные мощности позволяют предприятию выпускать более 10 ВСУ в год практически без напряжения, при работе в одну смену. В случае необходимости есть существенный резерв в виде двухсменной работы. Кроме того, с повышением количеств заказов предприятие может подключить кооперацию и существенно нарастить мощности по выпуску ВСУ, добавил главный конструктор.

По его словам, предприятие рассматривает сегодня в качестве основных работ оснащение самолетов Ту-204СМ и Ан-124-100 новыми ВСУ ТА18-200М и ТА18-200.

ВСУ ТА18-200М с генератором на 90 кВт пока не сертифицирована, она проходит летные испытания в составе первого опытного образца Ту-204СМ. Сертификация ВСУ на наземном стенде и в составе воздушного судна производится практически параллельно. К тому же будет получен не Сертификат, а только Дополнение к Сертификату, выданному на ТА18-200, как это модификация базовой ВСУ. По действующим планам ожидается завершение сертификационных испытаний ТА14-200М в третьем квартале 2011 г. Несмотря на то, что летные сертификационные испытания самого самолета Ту-204СМ к тому времени еще не будут завершены, сертификационные испытания ВСУ ТА14-200М планируется завершить. Сейчас идет отладка программного обеспечения и электроники.

Предприятие уже начало поставки ВСУ ТА18-200М для самолетов опытной партии, а также планируются поставки ВСУ этого типа в текущем году и на первые серийные самолеты. На сегодня НПП "Аэросила" для самолетов Ту-204СМ уже поставило две ВСУ по Договору с ЗАО "Авиастар-СП", на котором строятся Ту-204СМ. Третью ВСУ предприятие должно будет поставить в мае-июне этого года. В этом же году НПП "Аэросила" должно поставить еще три ВСУ ТА18-200М - еще одну ВСУ на третий опытный Ту-204СМ и две ВСУ уже в качестве серийных изделий для самолетов производства 2012 г.

По мнению представителя НПП, установка ВСУ ТА18-200 с генератором на 60 кВт из всего семейства самолетов Ту-204 предполагается только на Ту-204СМ. Замена ВСУ на эксплуатируемых самолетах семейства Ту-204 не планируется.

Предприятие продолжает также активные работы по ВСУ ТА18-200 с мощностью генератора на 60 кВт в интересах тяжелых транспортных самолетов Ан-124-100, авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет", отметил Л.Плахов

Он подчеркнул, что ВСУ ТА18-200 отличается более высокими удельными параметрами, более высоким КПД элементов, полностью цифровой системой управления, развитой системой контроля двигателя, вдвое меньшей массой. ВСУ типа ТА18 эксплуатируются по техническому состоянию, ограничения установлены по отдельным элементам, таким как компрессор, турбина и сопловой аппарат. Расчетный показатель по основным узлам - 15000 эксплуатационных циклов. ТА18-200 имеет электронно-цифровую систему регулирования с полной ответственностью, обеспечивающую регулирование, контроль, диагностику и индикацию неисправностей, а также подсчет наработки.

По его данным, ВСУ ТА18-200 в конструктивном варианте выполнена под самолет Ан-124-100 и предприятие должно поставить для летных испытаний первый экземпляр этой ВСУ в апреле-мае 2011 г.

Работы по ТА18-200 ведутся на основании договора между НПП "Аэросила", авиакомпаниями "Полет", "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова". Пока все работы производятся без оплаты, с финансированием из собственных средств в рамках разделения рисков. Предполагается, что при выполнении ремонта Ан-124-100 в Ульяновске или ремонта с модернизацией на этих самолетах будут устанавливаться ВСУ ТА18-200. Российские ВВС РФ, также эксплуатирующие Ан-124, пока не планируют замену ВСУ, отметил замгендиректора.

На самолетах Ан-70 также планируется установка продукции НПП "Аэросила" - ВСУ ТА18-200-70 с генератором на 60 кВт. В настоящее время предприятие ставит на самолет Ан-70 макетный образец ВСУ, адаптированной под Ан-70 (в апреле-мае), а примерно в третьем квартале НПП "Аэросила" должно поставить еще одну ВСУ, но уже для проведения летных испытаний на Ан-70. Поставка ВСУ будет осуществляться на госпредприятии "Антонов", сообщил Л. Плахов.

Несколько ранее планировалось оснастить ВСУ ТА18-200 и самолет "изд.476", подготовка к производству которого идет на "Авиастар-СП". Однако, по имеющейся в информации, скорее всего, "изд.476" будет оснащаться ВСУ ТА12А, как и на всех самолетах типа Ил-76. Как полагают, новая ВСУ ТА14-200 на "изд.476" "не просматривается" с точки зрения стоимости и увеличения объема модернизации. Тем не менее АК им. Ильюшина еще не отказался окончательно от новой ВСУ, но выдал новые весьма сложные требования к ней.

Технические характеристики ТА18-200
  • Отбираемая мощность переменного тока, кВА - 60
  • Высотность запуска и режимной работы, м - 9000
  • Рабочий диапазон температур, град С - ±60
  • Масса (без генератора), кг - 190
  • Начальный назначенный ресурс, ч/запуски - 2000/4000
  • Назначенный ресурс, ч/запуски - 12000/15000

Кроме работ по ВСУ серии ТА18, предприятие продолжает развивать ВСУ ТА14-130, которые применяются на целом ряде летательных аппаратов. Осенью 2010 г. НПП "Аэросила" успешно завершила Государственные стендовые испытания двигателя ТА14-031, который будет применяться в составе ВСУ вертолетов ОАО "Камов": Ка-31, 03Д2 и 23Д2, добавил Л.Плахов.

По его данным, в частности, вертолетная модификация ВСУ ТА14-130-031 устанавливается на вертолетном комплексе дальнего радиолокационного дозора и управления с вертолетом Ка-31. Указанная ВСУ поставляется достаточно активно и по линии экспорта, в частности, в Китай, который ранее получил от России такие комплексы (в Китай поставлено 9 Ка-31). Всего, как уже сообщалось, в Китай поставлено более 20 ВСУ ТА14-130-031.

С 2011 г. начинается модернизация вертолетных комплексов дальнего радиолокационного дозора и управления с вертолетом Ка-31 авиации индийского флота (в Индию также поставлены 9 комплексов) с заменой ВСУ типа ТА8К на ТА14-130-031. Установка новых ВСУ будет проводиться на заводе-изготовителе (ОАО "КумАПП") в ходе выполнения плановых ремонтных работ, дополнил Л.Плахов.

ТА14-130-031 - ВГТД с эквивалентной мощностью 105 кВт обеспечивает воздушный запуск маршевых двигателей летательных аппаратов, электропитание бортовых потребителей переменным током 200/115 В мощностью до 40 кВА, а также подачу воздуха в систему кондиционирования кабины.

Применение высокоэффективного турбокомпрессора и встроенной системы охлаждения масла обеспечивает низкий расход топлива и малую массу двигателя. Уровень шума ТА14-031, установленного на объекте, не превышает 87 дБА.

Двигатель имеет электронно-цифровую систему регулирования с полной ответственностью, обеспечивающую регулирование, контроль, диагностику и индикацию неисправностей, а также подсчет наработки.

Технические характеристики ТА14-130
  • Отбираемая мощность переменного тока, кВА - 40
  • Высотность запуска и режимной работы, м - 4000/6000
  • Рабочий диапазон температур, град С - ±60
  • Масса (без генератора), кг - 65
  • Назначенный ресурс, ч/запуски - 3000/4500

Главный конструктор ВСУ НПП "Аэросила" также сообщил, что предприятие активно продвигает различные модификации ТА14-130 на самолеты Су-34 и Су-35, вертолеты Ка-52) и Ми-38 (предусматривается поставка в этом году двух ВСУ).

Говоря о возможности установки ВСУ нового типа на боевых вертолетах Ми-28Н, замгендиректора сказал, что применение на модернизируемом вертолете Ми-28Н ВСУ типа ТА14-130-28 не исключается. В этом году должна пройти макетная комиссия. НПП "Аэросила" сейчас передает эксплуатационные и конструктивные материалы по двигателю ТА14-130-28 - ОАО "Московский вертолетный завод им. Миля" проявляет заинтересованность в новой ВСУ.

К сожалению инициативные работы (был подготовлен технический проект двигателя) по созданию нового перспективного газотурбинного двигателя ГТД-500 в классе мощности 500 л.с. (на ЧР - до 750 л.с.) практически приостановлены из-за отсутствия финансирования. Технические задания на создание вертолетного двигателя в столь необходимом диапазоне мощности было согласовано и подписано как с ОАО "Камов", так и с ОАО "МВЗ им. Миля". Создание двигателя для вертолетов такого диапазона предусмотрено в модельном ряде вертолетов ОАО "Вертолеты России", но только за счет внебюджетных финансовых ресурсов, с которыми в России большие сложности.

При создании двигателя ГТД-500, используются наработки по ВСУ ТА18-200. По своим удельным характеристикам ГТД-500 не уступает зарубежным аналогам. К примеру, французский Arrius 2 имеет удельный расход топлива 0,245 кг/ч-л.с., а ГТД-500 - 0,241, при сопоставимой мощности и массе. Предприятием получено положительное заключение ЦИАМ и одобрение целесообразности его производства со стороны ОАО "Вертолеты России", но вопросы финансирования не урегулированы. По приблизительным оценкам, на создание ГТД-500 потребуется 4-5 лет с затратами примерно более 10-15 млн. долл.

Говоря о перспективных работах по ВСУ, Леонид Плахов сказал, что такой перспективной работой является создание малогабаритной ВСУ типа ТА20. Эта ВСУ относится к следующему поколению и является как бы нулевым типоразмером ВСУ на 75 кВт эквивалентной мощности (электрическая мощность составит 20 кВт). При разработке ТА20 предприятие использует весь накопленный объем научно-технических знаний, научно-технического задела, в тоже время внедряя новые технологии. ВСУ ТА20 создается для повышения конкурентоспособности, в том числе и за счет снижения массы ВСУ - данная разработка должна отличаться существенным снижением массы - расчетная масса ТА20 составит примерно 27 кг при массе, например, ТА14 более 55 кг.

Применение новых технологий привело к тому, что отличительной особенностью ТА20 является отсутствие масляной системы и редуктора. Отказаться от системы смазки удается за счет использования специальных газодинамических подшипников, использование высокоскоростного генератора сделает ненужным редуктор, дополнил Л.Плахов.

По его данным, для продолжения работ по ВСУ ТА20 необходимо "войти" в Постановление правительства РФ "по соответствующим изделиям" и ОАО "Вертолеты России" сейчас очень активно этим занимаются. Надо создать демонстратор технологий, на что потребуется примерно два года, но для этого необходимо финансирование, которое может начаться только после соответствующего решения правительства.

По неофициальным данным, одним из возможных применений ТА20 станет установка ТА20 на перспективном скоростном вертолете (ПСВ), проектирование которого началось в ОАО "Вертолеты России". Кроме того, ВСУ ТА20 пойдет, в основном, на такие вертолеты, для которых ВСУ ТА14 "велика".

Говоря о работах НПП "Аэросила" по созданию перспективной ВСУ для самолета МС-21, Л.Плахов сообщил, что проведенный разработчиком конкурс выиграла компания "Гамильтон". Однако эта компания не имеет ВСУ необходимой для МС-21 мощности, поэтому будет разрабатывать модификацию своей ВСУ, адаптированную под МС-21. Совместные действия НПП "Аэросила" и компании "Гамильтон" "не сложились" - "Гамильтон" считает, что финансирование этой темы с российской стороны недостаточное и предложили вкладывать собственные финансовые ресурсы, с которыми у НПП "Аэросила", естественно, "не богато".
aviaport.ru